Kurs-ufa.ru

В помощь Электрику
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мультиметр как пользоваться в автомобиле

Какой мультиметр для автомобиля лучше выбрать и как им пользоваться

Мультиметр является основным измерительным инструментом любого специалиста, связанного с электрическими цепями, в том числе и автоэлектрика. Никакая компьютерная диагностика не может заменить этот простой прибор.

Как пользоваться мультиметром в автомобиле или дома должен знать не только каждый водитель, но и любой уважающий себя мужчина.

Знакомство с устройством

Для начала предлагаю поговорить про сами мультиметры как электронные устройства. Далее будет представлена подробная инструкция для начинающих или, как это принято говорить, для чайников.

Посмотрим на переднюю панель устройства для измерений показателей в машине и дома. Обычно на лицевой части указано несколько значений. А именно:

  • OFF. Здесь все понятно. Прибор находится в выключенном состоянии;
  • ACV. Такое обозначение указывает на переменное напряжение;
  • Значок Ω означает тут сопротивление;
  • DCA является постоянным током;
  • Завершает все DCV или постоянное напряжение;
  • 3 разъема с соответствующими указателями;
  • Непосредственно сам циферблат или электронное табло.

Что касается 3 разъемов. Через них подключаются щупы. Набор с клещами идет в комплекте к МТМ, потому тут все должно быть понятно.

Есть одно замечание относительно того, как и когда подключать те или иные щупы к тестеру. Есть черный провод, который неизменно всегда идет в гнездо, которое обозначено символами COM.

А вот с красным ситуация более сложная. Все зависит от того, какие именно измерения своим цифровым мультиметром вы собираетесь проводить. Когда делаются замеры напряжения в электросети, сопротивления или силы тока номиналом до 200 мА, тогда вам нужен только выход VmA. Если же величина превышает 200 мА, тогда подключайтесь красным щупом к 10 ADC.

Думаю, с этим разобрались. Если сделать все наоборот, долго пользоваться тестером вам не удастся. Причиной тому станет сгоревший предохранитель. Как и в случае с предохранителем прикуривателя в авто, здесь также применяются плавкие элементы.

Аналоговые МТМ

Большинство автомобилистов и электриков отдают предпочтение цифровым мультиметрам. Это современные устройства с широкими функциональными возможностями.

Но на рынке также присутствуют устаревшие приборы. Их называют аналоговыми или стрелочными. Кому как удобнее. Но вот их характеристики и эффективность значительно уступают цифровым решениям. Пользоваться стрелочным тестером не лучший вариант, поскольку у шкалы больше погрешность.

Да и в целом пользоваться подобными аппаратами не особо удобно. Лучше сразу переходить на цифровые приборы хорошего качества.

К таковым я бы отнес следующие модели:

  • DT830;
  • DT832;
  • DT838;
  • Ресанта DT 181;
  • Ресанта DT 182;
  • ДТ9205а;
  • Ермак;
  • Mastech и пр.

Хотя не буду скрывать, что некоторые продолжают пользоваться цифровыми тестерами. Вероятно, они у них давно в наборе инструментов , либо просто автомобилист не хочет тратить деньги на цифровой аппарат, поскольку его полностью устраивает его стрелочный мультиметр.

Как пользоваться мультиметром?

Ниже приведена инструкция, благодаря которой можно понять, как пользоваться мультиметром? Главное преимущество цифрового мультиметра состоит в простоте и функционале.

С самого начала нужно выяснить, что именно можно померить этим устройством и какие индикаторы присутствуют на его передней части.

  • OFF — говорит о том, что прибор находится в выключенном положении;
  • ACV — говорит о переменном напряжении;
  • DCV — показывает постоянное напряжение сети;
  • DCA — постоянный ток;
  • — этот раздел высчитывает сопротивление.

В правой нижней части находятся три больших гнезда для подсоединения щупов с проводами: красный и черный. Значит, для получения точного результата важно знать, в какую клемму какой щуп ставить. Главное, не забывать о том, что черный провод всегда вставляется в гнездо – СОМ, а красный провод пристраивается в одно из двух оставшихся гнезд.

Для домашнего использования подойдет гнездо VΩmA. В этом положении можно замерить-прозвонить напряжение и силу тока до 200 мА. Но если надо замерить ток до 10А, то красный провод вставляется в гнездо 10асd. Главное не забывать о том, что эти три разъема самые важные во всем устройстве, и при неправильном подключении щупов в гнезда устройство быстро выйдет из строя. Рассмотрев главные обозначения на передней панели мультиметра, можно взяться за самое главное и простое измерение.

Как проверить напряжение?

Теперь следует разобраться в том, как проверить напряжение мультиметром. Для того, чтобы проверить прибор в действии, нужно иметь свободную розетку. Таким образом, черный шнур ранее находился в гнезде — СОМ, а красный в — VΩmA. Указатель на переключателе выставляется на сектор ACV и точку 750. Устанавливаем концы щупов в розетку и на дисплее наблюдаем значения в цифрах, которые покажут напряжение. Если появившаяся надпись ниже 200 В, значит, переключатель можно поставить на точку 200 для получения более точных параметров.

Для замера постоянного напряжения оставить щупы в прежних гнездах, а переключатель следует передвинуть к цифре требуемого замера. Посредством соединения к минусу черного щупа, а к плюсу красного значение на табло покажет плюс и цифры. Если же перед цифрами стоит отрицательное обозначение, это говорит о том, что красный провод находится на минусе, а черный на плюсе. Далее следует разобраться в более сложных измерениях.

Читать еще:  Как измерить напряжение

Как измерить ток?

Теперь можно приступить к замеру тока. В данном случае действия немного сложнее, но, так как тут разбирается вся инструкция, следует рассказать об этом параметре. Хотя, в бытовом пользовании это измерение проводится достаточно редко.

Для начала надо выяснить, какой ток следует замерить, постоянный или переменный? Определить диапазон: если он заведомо превышает показатель 200мА, то красный провод устанавливается в гнездо 10adc.

ВАЖНО. Ни в коем случае не стоит забывать о том, что ток замеряется последовательным соединением, потому что токовую цепь разделять запрещено. И, прежде чем замерить показания мультиметром, его нужно включить в цепь. Для этого потребуется провод, запитывающий замеряемый прибор, отсоединить и в разрыв включить мультиметр. Концы должны быть плотно затянуты.

После всех произведенных манипуляций можно включать мультиметр и замерять ток. Если все приготовления были сделаны правильно, то мы увидим результат на экране и точные параметры потребляемого тока замеряемого прибора. Отключать мультиметр нужно только после того, как замеряемый прибор будет обесточен.

Замер сопротивления

Замер сопротивления — это самое простое и необходимое действие с мультиметром, которое можно увидеть в домашнем обиходе.

Для замера сопротивления следует поворачивать флажок указателем на обозначение Ω и указать требуемую установку. Главное, перед всеми замерами проследить, чтобы на проверяемом элементе не было напряжения. В противном случае функция замера сопротивления будет утрачена посредством выхода из строя мультиметра

Дальше следует присоединить провода к элементу и посмотреть на табло, какое сопротивление он выдает. Если на экране высветятся символы OVER, это укажет на то, что установка слишком мала и нужно передвинуть флажок на одно деление выше.

«Прозвон»

Прозвон мультиметром так же является простой и требуемой манипуляцией в быту. При помощи этого функционала можно узнать, цел ли провод. Если мультиметр издает звук при подсоединении к концам одного провода щупов, а на табло нули, значит, проверяемый провод в исправности.

Как измерять: подробная инструкция

Электроэнергетическая промышленность выпускает модели тестеров с различными интерфейсами. Производители описывают, как пользоваться мультиметром, в подробной инструкции. Но часто, особенно в комплектации дешевых продуктов, инструкции отсутствуют или напечатаны на английском языке. Несмотря на некоторые отличия, измерения в разных приборах производятся по Общим принципам.

Напряжение

При работе с электрической цепью под напряжением требуется соблюдать технику безопасности.

Первым делом нужно установить режим работы и диапазон значений. Для этого нужно знать, какой ток в цепи — постоянный или переменный. Рекомендуется сначала установить диапазон на максимум (если напряжение неизвестно) или выше предела текущего потенциала. Для сети 220 В это 600 или 750 В.

Второй шаг — черный щуп подключить к гнезду СОМ, красный к разъему для определения напряжения.

Подключение щупов для измерения напряжения

Третий — непосредственно измерение. Для этого завести концы проводов в гнезда розетки или, например, к полюсам батарейки.

Замер потенциала батарейки

На экране высветится значение напряжения в вольтах. Зафиксировать число можно нажатием кнопки HOLD (при наличии). Это очень удобная функция, особенно если измерений много.

При несоблюдении полярности величина будет со знаком «минус». В цифровых мультметрах, в отличие от стрелочных, это не проблема.

Сопротивление

Мультиметр позволяет определять сопротивление элементов, участков цепи или простейших электрических устройств без подачи напряжения. Подобные измерения не опасны, так как обесточенные предметы опасности не представляют.

  1. Выставить переключателем нужный режим в максимальном диапазоне.
  2. Подключить провода к соответствующим разъемам.
  3. Проконтролировать состояние прибора. Для этого соединить концы щупов между собой. Дисплей покажет «0» или незначительное сопротивление самих проводников, которое учитывается при высокоточных расчетах.
  4. Измерить сопротивление прикосновением к выводам исследуемого объекта. Часто для этого пользуются зажимами «крокодил». Работать будет удобнее, а показания точнее.

Прибор автоматически выдает значение сопротивления в Ом. Для правильного результата достаточно 2 попыток.

Определение сопротивления элемента

Если цепь разомкнута и нет контакта, на дисплее появится единица.

Сила тока

Для того, чтобы измерить силу тока в цепи, нужно встроить прибор в цепь — последовательно.

Мультиметр встраивается в разрыв цепи

Оптимально, если есть возможность подключать провода к разборному разъему. В противном случае нужно будет изготовить какое-то устройство. Удобно использовать простой электрический провод с вилкой на одном конце и двойной розеткой на другом.

Важно правильно разделить провода: фаза на контакт одной розетки, 0 — на другую, а между оставшимися контактами установить перемычку. Для определения силы тока к первой розетке подключают нагрузку, а ко второй подключают тестер. Цепь замыкается, и желаемое значение появляется на экране мультиметра.

Измерение тока небезопасно как для замерщика, так и прибора. При перегрузке устройство может сгореть.

Читать еще:  Токовые клещи как пользоваться

Чтобы минимизировать возможный риск, нужно соблюдать определенные правила:

  • Начинать с максимального диапазона. Даже при низком напряжении сила тока может быть очень большой.
  • Если показания прибора меньше нижней границы ( 200 или 500 мА в различных моделях), переустановить красный провод в соответствующее гнездо и снять точные измерения уже в более узком диапазоне.
  • Ограничивать длительность замеров и паузы между ними. Если не соблюдать временной режим, мультиметр перегреется и выйдет из строя.

Подключение красного щупа при токе свыше 200 мА

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Как измерить напряжение


При использовании мультиметра важно помнить, чёрный щуп подключается в разъем COM прибора, в отечественных приборах может иметь обозначение в виде звёздочки или массы * , а красный или белый подключаем (вставляем) в разъем «VΩmA». В отличие от тестера, для мультиметра перепутать полярность при замерах постоянного напряжения не страшно, а вот стрелочный тестер можно так запросто привести в негодность. Стрелочники боятся переплюсовки, а мультиметр лишь добавит знак » « к показанию. Но для обоих приборов важен выбор пределов измерений. Если ожидается что на этом участке цепи, или на автомобильном АКБ напряжения будет 12 В, значит нам нужно выставить предел измерений DC 20, если 150 В, то предел DC 200. Причем режим мультиметра и тестера выведет показания переменного напряжения в постоянное, если конечно тестер не совсем старого образца. Т.е. не забываем о пределах на приборах, это важно! При замере напряжения к примеру дома в розетке, ожидаемо что там должно быть примерно 220В переменного напряжения, значит на мультиметре выставляем предел АС 750, т.к. предыдущий предел АС 200 маловат для ожидаемого напряжения и при попытке замера на нём можно вывести прибор из строя. На тестере переключаем соответствующую кнопку или режим, также выбираем предел измерений, для переменного напряжения режим будет обозначен соответствующим значком.

При замерах высокого напряжения читаем о технике безопасности, новичкам в такие цепи лезть крайне не советуем, это опасно не только для здоровья, но и для жизни!

Что можно измерять мультиметром, виды измерений

Как уже говорилось, мультиметр измеряет в основном электрические характеристики. Правда есть и такие модели, которым дано «понять» и температуру. Однако, изначально аналоговые тестеры предназначались именно для снятия электрических показателей. На заре эксплуатации аналоговых приборов, они были в основном у специалистов электриков.

Теперь же, появление цифровой техники, позволило приобрести их любому, кто так или иначе связан с работами по электричеству. Даже элементарно, если вы занимаетесь ремонтом компьютеров или телефонов, то вам без этого прибора не обойтись.

Где можно применить мультиметр? Да везде, где необходимо измерить напряжение и силу тока. Это и электродвигатели, и радиодетали, и различные переключатели, катушки индуктивности, микросхемы, а так же реле и многое другое.

Тестером можно измерить напряжение постоянного и переменного тока, сопротивления проводника или участка цепи, силу тока на нем, причем с включенной нагрузкой. А цифровые тестеры могут измерять еще и емкость конденсаторов.На этом фото показан внешний вид недорогого, распространенного тестера:

Прежде чем начать работу, нам необходимо установить режим. Для этого используется переключатель с нанесенной на нем точкой. Стоящий вертикально вверх переключатель (положение off) означает, что прибор выключен. Кроме этого имеется еще ряд режимов, которые означают следующее:

  • V или ACV — режим измерения переменного напряжения;
  • A с прямой чертой — измерение постоянного тока;
  • A с волнистой чертой — измерение переменного тока;
  • V или надпись DCV — для измерения постоянного напряжения;
  • — измерение сопротивлений.

В измерении любого из этих показателей ничего сложного нет. Для этого ставим переключатель в нужный режим и необходимый диапазон (указывается цифрами). После этого один щуп прикладываем к одному входу, а второй щуп – к другому.

Читать еще:  Как проверить люминесцентную лампу

Цифры, высветившиеся на дисплее покажут получившееся значение. Иногда может высветиться 0. Это значит, что надо уменьшить диапазон. Если же на экране увидим следующее: «ol» или «over», или «1», значит диапазон, наоборот, надо увеличить.

Лучшие автомобильные мультиметры

Лучшие автомобильные мультиметры бюджетного класса

  1. Mastech MAS838 – 900 руб.;
  2. UNIT UT-33 модификация А 700 руб.;
  3. Victor VC830L – 750 руб.

Среди бюджетных моделей первое место занимает мультиметр Mastech МAS838. Прибор отслеживает все главные характеристики электросигнала, измеряет коэффициент усиления биполярных транзисторов. Удобный корпус, прочные и надежные провода, тонкие, острые щупы. В модели есть кнопка фиксации показаний, которые выводятся на черно-белый дисплей.

К преимуществам устройства относят долгий срок эксплуатации, максимальный диапазон измерений, четко дисплей в 3,5 дюйма.

Цифровой мультиметр бюджетного класса UNI-T UT 33 автоматически выбирает рабочий диапазон для определения параметров сопротивления и напряжения бортовой цепи авто. Из дополнительных опций – панель тестирования транзисторов, измерение температуры, генерация тестового прямоугольного сигнала.

Мультиметр имеет удобный корпус, прочные щупы, из недостатков выделяют отсутствие подсветки экрана, нет опции автоматического сохранения показаний. Фиксировать сигнал можно через кнопку.

Завершает рейтинг бюджетных моделей марка Victor VC830L. Мультиметр измеряет постоянный и переменный ток, напряжение, сопротивление, температуру. Автоматически отключается через 15 минут, работает от 2 батареек ААА, имеет минимальный вес 185 гр.

Лучшие измерители среднего ценового сегмента

  1. Testo 7601 – 5100 руб.;
  2. Mastech MS 826-0E – 2100 руб.;
  3. СЕМ DT– 1900 руб.

Testo – цифровой автоматический мультиметр с большим функционалом. Кроме стандартных измерений «Напряжение», «Ток», прибор имеет третий режим «Дополнительно», при подключении которого автоматически определяет индивидуальный диапазон и метод проверки. Режим отслеживает емкость в диапазоне 10 нФ-100нФ, частоту сигнала в диапазоне 0,001 Гц- 513 кГц и пр.

Модель 760-1 внесена в Госреестр в качестве эталонного измерителя при проведении экспертиз. Среди преимуществ – высокая надежность, минимальная погрешность измерений, долгий срок эксплуатации. Из минусов, радиолюбители отмечают отсутствие опции проверка транзистора.

Модель MS8260E от Mastech, кроме стандартных проверок электроцепи, позволяет измерять корректность работы дросселей и катушек. В качестве дополнительных опций присутствует измерение частоты, температуры. Встроенный модуль проверяет работу биполярных транзисторов, диодов. Модель имеет звуковой зуммер при прозвоне электроцепи.

Среди преимуществ отмечают подключение питания с кнопки, предохранитель, дополнительный блок для тестирования транзисторов. К недостаткам относят источник питания прибора «Крона».

Простой цифровой мультиметр СЕМ DT считается самым удобным для автомобилистов. Кроме стандартного набора опций, есть измеритель емкости конденсаторов, частоты и температуры. В модели увеличено выходное сопротивление при проверке напряжения до 10 Мом. Дисплей имеет автономную подсветку.

Лучшие мультиметры для автомобиля профессионального класса

Этот класс измерителей редко покупают водители, которые проводят простую диагностику авто. Инструмент станет незаменимым при комплексных работах как на СТО, так и при самостоятельном ремонте электрооборудования, датчиков сигналов, при проверке и ремонте ЭБУ.

  1. Fluke 233 – 30000 руб.;
  2. APPA 107-N 17000 руб.;
  3. CEM AT-9955 10000 руб.

Отличительная особенность мультиметра Fluke 233 – съемный дисплей, который можно отсоединить от базового измерительного модуля. Радиус связи до 10 метров обеспечивает комфорт проведения диагностики и ремонта узлов и агрегатов автомобиля, расположенных в труднодоступных местах.

Измеритель определяет напряжение тока с погрешностью до 0,00001%, которая на сегодняшний день считается эталоном точности, определяет емкость до верхней границы 9999 мкФ., частоту, температуру, генерирует тестовые импульсы и пр. Кроме стандартных щупов, мультиметр работает с внешними токовыми клещами, измерителями давления и разряжения. Питание прибора – от 5 батареек.

Второе место в рейтинге самых дорогих автомобильных мультиметров принадлежит модели 107N от производителя APPA. Надежный прибор имеет не такой большой функционал, как модели Fluke, но отличаются точностью измерений и наличием высоковольтных предохранителей. Минимальный срок эксплуатации – 10 лет.

Среди преимуществ – точность измерений в электроцепи с неправильной синусоидой, опция запоминания последних 1600 показаний, есть возможность синхронизировать проверку с ПК через интерфейс RS-232. Из дополнительных опций: подсветка дисплея по времени (регулируется пользователем), сигнализация при некорректном подключении щупов.

Модель CEM AT-9955 завершает топ-9 лучших автомобильных мультиметров. Кроме стандартных режимов измерения: переменный, постоянный ток, сопротивление, напряжение, мультиметр имеет дополнительные функции, которые пригодятся при самостоятельной диагностике авто. Это пирометр, измерение ширины импульса, угол замкнутого состояния и пр. Максимальная погрешность замеров – 2 %.

Модель удобна именно для автомобилистов – прибор позволяет считывать пульсацию цикла зажигания, электронного впрыска. Мастера СТО используют измеритель при диагностике коробки-автомат с электроуправлением, блока управления инжектора.

Заключение

Выбирая мультиметр для автомобиля, проверяйте соответствие штрих-кода на упаковке с базой производителя. Модели среднего и премиум-сегмента практически не подделываются, но на рынке достаточно бюджетных приборов сомнительного качества.

Видео про выбор мультиметра:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector