Как проверить трехфазный двигатель мультиметром
Как проверить электродвигатель мультиметром в домашних условиях
Конструкции многих механизмов и оборудования имеют электродвигатель. Эта неотъемлемая часть практически всей электротехники предназначена для преобразования электрической энергии в механическую. Сложность конструкции определяет то, что она может довольно часто выходить из строя.
Нарушение установленных стандартов применения и некоторое воздействие могут стать причиной появления серьезных проблем, для определения которых можно использовать мультиметр. Чтобы не тратить деньги на услуги мастерской, надо узнать, как можно сомостоятельно прозвонить электродвигатель мультиметром. У этой работы есть довольно большое количество особенностей.
Какие электродвигатели можно проверить мультиметром
Если двигатель не имеет очевидных внешних повреждений, то есть вероятность того, что произошел внутренний обрыв цепи или произошло короткое замыкание. Но не все электродвигатели можно просто проверить на эти дефекты мультиметром.
Например, может возникнуть сложности в диагностике электродвигателей постоянного тока, так как их обмотка имеет практически нулевое сопротивление и его можно проверить только косвенным методом по специальной схеме: одновременно снимают показания с амперметра и вольтметра с вычислением результирующего значения сопротивления по закону Ома.
Таким образом проверяют все сопротивления обмоток якоря и замеряют значения между пластинами коллектора. Если сопротивления обмоток якоря различаются, то имеется неполадки, так как в исправной машине эти значения одинаковые. Разность в значениях сопротивления между соседними пластинами коллектора должна быть не больше 10%, тогда двигатель будет считаться исправным (но если в конструкции предусмотрена уравнительная обмотка, то это значение может достигать до 30%).
Электрические машины переменного тока разделяют на:
- синхронные: имеющие обмотки статора, расположенные под одинаковым углом смещения между собой, что позволяет двигаться с частотой, синхронной скорости вращения приложенной силы;
- асинхронные с короткозамкнутым ротором (одно- или трехфазные);
- асинхронные с фазным ротором, имеющие трехфазную обмотку;
- коллекторные.
Все эти типы двигателей доступны для диагностики с помощью измерительных приборов, в том числе с помощью мультиметров. В целом, двигатели переменного тока достаточно надежные машины и неисправности в них возникают достаточно редко, но все же такое случается.
Ремонт асинхронных двигателей
Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и на три фазы. Порядок их диагностики не совсем одинаков, поэтому следует остановиться на этом более подробно.
Трехфазный мотор
Существует два вида неисправностей электрических агрегатов, причем независимо от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.
В состав трехфазного мотора, работающего от переменного тока, входит три катушки, которые могут быть соединены в форме треугольника или звезды. Имеется три фактора, определяющих работоспособность этой силовой установки:
- Правильность намотки.
- Качество изоляции.
- Надежность контактов.
Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра, но если его нет, можно обойтись обычным тестером, выставив на нем максимальное значение сопротивлений – мегаомы. Говорить о высокой точности измерений в этом случае не приходится, но получить приблизительные данные возможно.
Перед тем, как измерить сопротивление, убедитесь, что двигатель не подключен к электросети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем нужно произвести калибровку, поставив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Проверять исправность тестера и правильность настроек, кратковременно касаясь одним щупом другого, необходимо каждый раз перед измерением величины сопротивление.
Приложите один щуп к корпусу электромотора и убедитесь, что контакт имеется. После этого снимите показания прибора, касаясь двигателя вторым щупом. Если данные в пределах нормы, соединяйте второй щуп с выводом каждой фазы поочередно. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.
Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:
Затем необходимо убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, которые выходят в коробку выводов электродвигателя. Если обнаружен обрыв какой-либо обмотки, диагностику следует прекратить до устранения неисправности.
Следующий пункт проверки – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если внешне обмотки выглядят нормально, то установить факт короткого замыкания можно по неодинаковому потреблению электротока.
Двухфазный электрический двигатель
Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от вышеописанной процедуры. При проверке мотора, оснащенного двумя катушками и запитывающегося от обычной электросети, его обмотки нужно прозвонить при помощи омметра. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50% меньше, чем у пусковой.
Обязательно должно измеряться сопротивление на корпус – в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Низкий показатель сопротивления говорит о необходимости перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить при помощи мегомметра, но такая возможность в домашних условиях имеется редко.
Проверка коллекторных электромоторов
Разобравшись с диагностикой асинхронных моторов, перейдем к вопросу о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если силовой агрегат относится к коллекторному типу, и каковы особенности таких проверок.
Чтобы правильно проверить работоспособность этих двигателей при помощи мультиметра, нужно действовать в следующем порядке:
- Включить тестер на Ом и попарно замерить сопротивление коллекторных ламелей. В норме эти данные различаться не должны.
- Измерить показатель сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой – к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким, стремиться к бесконечности.
- Проверить статор на целостность обмотки.
- Измерить сопротивление, прикладывая один щуп к корпусу статора, а другой – к выводам. Чем выше будет полученный показатель, тем лучше.
Проверить электродвигатель при помощи мультиметра на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, с помощью которого производится проверка якоря.
Подробно проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:
Дополнительный конструктив двигателей
Часто состав двигателей пестрит дополнительными элементами, оптимизирующими работу, выполняющими защитную, иную функцию. Сюда нужно отнести варисторы. Резисторы, соединяющие каждую щетку с корпусом, при резком росте напряжения замыкают искру. Осуществляется гашение. Такие явления, как круговой огонь на коллекторе, приводят к преждевременному выходу оборудования из строя.
Явление наблюдается в результате возникновения противо-ЭДС. Механизм генерации достаточно прост: при изменении тока в проводнике образуется сила, противодействующая процессу. В процессе перехода на следующую секцию феномен вызывает возникновение разности потенциалов щетка-нерабочая часть коллектора. При напряжениях свыше 35 вольт процесс вызывает ионизацию воздуха зазора, наблюдаем в виде искры. Одновременно ухудшаются шумовые характеристики оборудования.
Данное явление, однако, используется отслеживать постоянство скорости вращения вала коллекторного двигателя. Уровень искрения определен числом оборотов. При отклонении параметра от номинала тиристорная схема изменяет угол отсечки напряжения в нужную сторону, чтобы вернуть скорость вала к номинальной. Подобные электронные платы часто встретим в составе бытовых кухонных комбайнов или мясорубок. Состав двигателя следующий:
- Термопредохранители. Температура срабатывания выбирается, чтобы уберечь изоляцию от выгорания, разрушения. Предохранитель укреплен на корпусе электродвигателя стальной дужкой, либо прячется под изоляцией обмоток. В последнем случае наружу торчат выводы, легко можно прозвонить мультиметром. Проще проследить, заручившись помощью тестера, индикаторной отвертки, на какие ножки разъема выходит схема защиты. В нормальном состоянии термопредохранитель дает короткое замыкание.
- Вместо предохранителей частот ставятся температурные реле. Нормально разомкнутые или замкнутые. Чаще используется последний тип. На корпусе пишут марку, можно в интернете найти соответствующий тип элемента. Дальше действовать согласно найденной информации (тип, сопротивление, температура срабатывания, положение контактов в начальный момент времени).
- На двигателях стиральных машин часто ставят датчики оборотов, тахометры. В первом случае выводов три, во втором – два. Принцип действия датчиков Холла основан на изменении разницы потенциалов в поперечном направлении пластинки, по которой течет слабый электрический ток. Соответственно, два крайних вывода служат для подачи питания, должны давать короткое замыкание (небольшое сопротивление), тогда как выход можно проверить только под действием магнитного поля в рабочем режиме. Для этого нужно подать питание согласно электрической разводке. Рекомендуем скачать техническую информацию (data sheet) на присутствующий в электродвигателе датчик Холла. Придуманы другие варианты. Можно измерить питание тестером на включенной стиральной машине. Полагаем читатели понимают опасность манипуляций. Лучше будет электродвигатель снять, питание подать отдельно, только на датчик Холла. Затем все зависит от конструкции. Если на роторе магнит постоянный, достаточно просто повращать ось рукой, чтобы на выходе датчика Холла появились импульсы (фиксируется тестером). В противном случае понадобится изъять сенсор. Заручившись помощью постоянного магнита, проверяется работоспособность. Датчик Холла в составе электродвигателя обычно служит для контроля скорости вращения.
Теперь читатели знают, как прозвонить электродвигатель мультиметром, обзор заканчивается. Ряд специфических устройств можно продолжать до бесконечности. Главное – прозвонить обмотку электродвигателя, мотор обычно стоит дороже прочих деталей. Не берем случай, когда датчик Холла идет по цене 4000 рублей. Уверены, читатели смогут дополнить рекомендации. Но войдите в положение – невозможно объять необъятное… в пределах одного обзора.
Как проверить электродвигатель
Как разобрать электродвигатель
Асинхронный электродвигатель
Как сделать электродвигатель своими руками
Огромное спасибо! Так по полочкам разложил! Я сам электрик, но без мата не получается. Спасибо тысячу раз!
Прозвонка асинхронного двигателя
Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:
Произвести замеры сопротивления между выводами двигателя.
Данная операция может быть осуществлена мультиметром, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 100 Ом. Исправный асинхронный двигатель должен иметь между одним крайним и средним выводом подключаемой обмотки сопротивление около 30 — 50 Ом, а между другим крайним и средним контактом — 15 — 20 Ом. Данные измерения указывают на полную исправность пусковой и основной обмотки агрегата.- Провести диагностику утечки тока на «массу».
Чтобы прозвонить агрегат на утечки электрического тока, необходимо перевести режим работы мультиметра в положение измерения сопротивления до 2 000 кОм и поочерёдным соединением каждой клеммы с корпусом электродвигателя определить наличие или отсутствие повреждения изоляции. Во всех случаях, на дисплее мультиметра не должно отображаться каких-либо показаний. Если для измерения утечки используется аналоговый прибор, то стрелка не должна отклоняться в процессе проведения диагностических манипуляций.
Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.
При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.
Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.
Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.
Испытание изоляции обмоток электродвигателя мегомметром
Независимо от конструкции, электродвигатель нужно проверить при помощи мегомметра на пробой изоляции между обмотками и корпусом. Проверки при помощи одного только мультиметра может быть недостаточно для выявления повреждения изоляции, по причине того, что нужно использовать высокое напряжение.
В паспорте электродвигателя должно указываться напряжение для испытания изоляции обмоток на электрическую прочность. Для двигателей, подключаемых к сети 220 или 380 В, при их проверке используются 500 или 1000 Вольт, но за неимением источника, можно воспользоваться сетевым напряжением.
Изоляция обмоточных проводов низковольтных двигателей не рассчитана выдерживать такие перенапряжения (она может сгореть), поэтому при проверке нужно свериться с паспортными данными. Иногда у некоторых электродвигателей вывод обмоток, соединённых звездой, может быть подключён на корпус, поэтому следует внимательно изучать подключение отводов, делая проверку.
VESKO-TRANS.RU
АвтоНовости / Обзоры / Тесты
Как Проверить Трехфазный Двигатель Мультиметром
Как проверить состояние обмотки двигателя
На первый взгляд, обмотка представляет собой кусок проволоки, намотанной особым образом, и ломать там особо нечего. Но у него есть особенности:
серьезный отбор однородного материала по всей его длине;
точная калибровка формы и сечения;
применение в промышленных условиях слоя лака, обладающего высочайшими изоляционными качествами;
сильные контактные соединения.
Если какое-либо из этих требований нарушается в любое время, условия электронного тока изменяются, и двигатель начинает работать на пониженной мощности или останавливается вообще.
Чтобы проверить одну обмотку трехфазного двигателя, отсоедините его от других цепей. Какие двигатели можно проверить с помощью мультиметра? Трехфазный метод испытания изоляции. На всех двигателях они могут быть собраны по одной из двух схем:
Концы обмоток обычно выводятся на клеммные колодки и обозначаются знаками «Н» (начало) и «К» (конец). Как проверить двигатель с помощью мультиметра. Время от времени отдельные соединения могут быть скрыты внутри корпуса, и для заключений используются другие методы обозначения, такие как числа.
В трехфазном двигателе статора используются обмотки с аналогичными электронными характеристиками, которые имеют одинаковое сопротивление. Если они показывают разные значения при измерении с помощью омметра, это повод серьезно подумать о причинах разброса показаний.
Как возникают неисправности в обмотке
Визуально оценить качество обмоток маловероятно из-за ограниченного доступа к ним. На практике они проверяют свои электронные свойства, считая, что все неисправности обмоток:
разрыв, когда целостность провода нарушается и прохождение через него электронного тока исключается;
небольшая неисправность, возникающая при разрыве изоляционного слоя между входной и выходной катушками, характеризующаяся исключением обмотки из работы с шунтирующей поверхностью;
перекрытие при разрыве изоляции между одной или несколькими соседними катушками, которые, таким образом, деактивируются. Ток проходит через обмотку, минуя короткозамкнутые витки, не преодолевая их электронного сопротивления и не создавая для них особой работы;
пробой изоляции между обмоткой и корпусом статора или ротора.
Проверка обмотки на обрывы проводов
Этот тип повреждения определяется путем измерения сопротивления изоляции омметром. Устройство будет демонстрировать огромное сопротивление. який, который учитывает зазор, создаваемый зазором в воздушном пространстве.
Проверка обмотки на короткое замыкание
Двигатель с коротким замыканием внутри электронной цепи, который отключен защитой сети. Но даже при быстром выводе из этого метода появление короткого замыкания хорошо видно из-за влияния высоких температур с сильной сажей или следами синтеза металлов.
В электронных методах определения сопротивления обмотки омметра получается очень маленьким значением, очень близким к нулю. Действительно, практически вся длина провода исключается из измерения из-за случайного шунтирования входных концов.
Проверка обмотки на обрыв цепи
Это более скрыто и трудно идентифицировать ошибку. Есть несколько методов, чтобы идентифицировать это.
Метод омметра
Устройство работает при постоянном токе и измеряет только активное сопротивление проводника. Намотка при прохождении поворотов делает существенно большую индуктивную составляющую.
Когда первая ступень закрыта, а их общее количество может составлять несколько сотен, очень трудно заметить изменение активного сопротивления. В конце концов, он колеблется в пределах нескольких процентов от общего количества и сразу меньше.
Как зазвонить мотор
Три фазы асинхронный электродвигатель, тестер тест. На практике полностью проверить электропривод.
Трехфазные контакты двигателя и непрерывность обмотки
Рассмотрим расположение концов обмоток трехфазный мотор, определить, правильно ли они подключены.
Вы можете проверить точную калибровку устройства и тщательно измерить сопротивление всех обмоток, сравнивая результаты. Но разница в показаниях даже в этом случае не всегда будет заметна.
Более точные результаты позволяют нам получить мостовой метод измерения активного сопротивления, но обычно это лабораторный метод, который недоступен большинству электриков.
Измерение токов потребления по фазам
При использовании схемы переключения соотношение токов в обмотках изменяется, происходит избыток нагрева статора. Ходовой двигатель имеет аналогичные токи. Поэтому их непосредственное измерение в цепи тока нагрузки более точно отражает истинную картину технического состояния.
Измерение переменного тока
Не всегда возможно найти сопротивление обмотки, учитывая индуктивный компонент в полной рабочей цепи. Для этого необходимо снять крышку с клеммной коробки и врезаться в жгут проводов.
На выключенном двигателе для измерения можно использовать понижающий трансформатор с вольтметром и амперметром. Ограничение тока допускается ограничивающим токовым резистором или реостатом соответствующего номинального значения.
При измерении обмотка находится внутри магнитопровода, и ротор или статор можно снять. Там не будет баланса электрических токов, на которые назначен двигатель. Как проверить двигатель и можно ли проверить мультиметр? И как можно больше. Поэтому используются низкие напряжения и контролируется величина токов, которая не должна превышать номинальных значений.
Падение напряжения, измеренное на катушке, поделенное на ток, согласно закону Ома, даст значение импеданса. Осталось сравнить с особенностями других обмоток.
Та же схема позволяет снять свойства тока обмотки. Вам просто нужно провести измерения на разных токах и записать их в виде таблицы или графика. Если по сравнению с такими обмотками серьезных отклонений нет, защита от межсоединений отсутствует.
Мяч в статоре
Метод основан на разработке вращающегося электрического поля с регулярными обмотками. Как проверить двигатель с помощью мультиметра шаг за шагом. Для этого на них подается трехфазное симметричное напряжение, но, безусловно, сниженное значение. Для этой цели обычно используются три аналогичных выходных трансформатора, работающих в каждой фазе силовой цепи.
Чтобы ограничить текущие нагрузки на обмотки, эксперимент недолговечный.
Маленький металлический шарикоподшипник вводится во вращающееся магнитное поле статора, как только вращение увеличивается. Если обмотки хорошие, то шар одновременно катится по внутренней поверхности магнитопровода.
Когда одна из обмоток имеет прерывистый контур, шар замерзнет в точке разрушения.
Во время испытания невозможно превышать ток в обмотках выше номинального значения, и следует отметить, что шарик свободно выпрыгивает из корпуса со скоростью вылета из рогатки.
Проверка электрической полярности обмоток
Обмотки статора могут не указывать на начало и конец клемм, что затруднит правильную сборку.
На практике для определения полярности используются 2 метода:
1. используя маломощный источник постоянного тока и чувствительный амперметр, указывающий направление тока;
2. Способ использования понижающего трансформатора и вольтметра.
В обеих версиях статор считается магнитной цепью с обмотками, которая работает по аналогии с трансформатором напряжения.
Проверьте полярность с помощью аккумулятора и амперметра.
На внешней поверхности статора изображены три отдельные обмотки с шестью проводами, начало и конец которых находятся.
С помощью омметра выводы, относящиеся к каждой обмотке, называются и обозначаются, например, номерами 1, 2, 3. Затем они случайным образом отмечают начало и конец любой обмотки. Амперметр в форме стрелки в центре шкалы способен указывать направление тока, подключенного к одной из других обмоток.
Аккумулятор минус агрессивно подключается к концу выбранной обмотки, плюс кратковременное касание ее пуска и немедленное обрыв цепи.
Когда на первую обмотку подается импульс тока, он преобразуется во вторую цепь, закрытую амперметром из-за электрической индукции, повторяя свою первоначальную форму. В этом случае, если полярность обмоток определена правильно, стрелка амперметра отклонится вправо в начале импульса и сместится влево, когда цепь разомкнута.
Если стрелка ведет себя по-разному, полярность просто запутана. Осталось только отметить выводы 2-й обмотки.
Другая 3-я обмотка проходит аналогичные испытания.
Проверка полярности с использованием выпадающего трансформатора и вольтметра
Здесь тоже обмотки изначально называются омметрами, определяющими выводы, которые к ним относятся.
Затем концы первой выбранной обмотки произвольно маркируются для подключения к понижающему трансформатору, например, 12 вольт.
Два остатка обмотки случайно скручены в одной точке с двумя контактами, а остальные пары подключены к вольтметру и подают питание на трансформатор. Его выходное напряжение преобразуется в другие обмотки той же величины, поскольку они имеют равное число витков.
Благодаря попеременному соединению второй и третьей обмоток векторы напряжения будут добавлены, а их сумма будет указана вольтметром. Как проверить датчик парктроника с помощью мультиметра (тестер. В нашем случае, если направление намотки одинаковое, это значение будет 24 вольт, а с разной полярностью. 0.
Необходимо отметить все концы и выполнить контроль замораживания.
В статье представлена общая процедура проверки технического состояния случайного двигателя без определенных технических особенностей. Они могут варьироваться в зависимости от конкретного случая. Смотрите их документацию для вашего оборудования.
Что учесть при проверке двигателя
- Проверка с помощью «контрольки» (лампочка + батарейка) не позволит провести тестирование двигателя в полном объеме. Поэтому однозначно судить о его исправности при таком способе нельзя.
- Есть и еще одна неисправность, хотя она встречается довольно редко – межвитковое замыкание. Определить ее можно лишь с помощью специального прибора. Если после всех проведенных проверок электродвигатель не пускается или работает некорректно, то дальнейшее тестирование следует доверить профессионалу, в специализированной мастерской. Сверка величин сопротивлений обмоток (есть и такие рекомендации) – напрасная трата времени. Отклонения в 1 – 2 Ом тестер может не показать (стоит учитывать допустимую ошибку в измерениях, в зависимости от класса прибора).
- При выборе сервисного центра (для дальнейшего ремонта) следует обратить внимание на расценки. Перемотка электродвигателя стоит довольно дорого. И если за эту услугу просят немного, есть над чем подумать. Вариантов несколько – недостаточная квалификация персонала, упрощенная процедура, использование низкокачественного компаунда. Но в любом случае после перемотки двигатель долго не прослужит.
И последнее. Нужно просчитать, что выгоднее – восстанавливать исправность изделия или приобрести новое. Это зависит от специфики его эксплуатации, интенсивности использования, необходимости в нем в какой-то момент времени (срочная работа, например). Практика показывает, что после того, как эл/двигатель побывал в мастерской, в «чужих руках», больше полугода он не проработает. Проверено.
Ну а как поступить, решать только вам, уважаемый читатель. По крайней мере, самостоятельно произвести простейшие проверки электрического двигателя на исправность вы уже сможете.